Частотное разложение и ретушь фотографии пошагово
Ретушь фотографии и частотное разложение — это самая животрепещущая тема об обработке фото для всех, начиная с профессиональных фотографов и любителей до активных пользователей соцсетей. На эту тему не высказался только ленивый, но это по-прежнему одна из острых тем. Однако нужна ли ретушь?
Частотное разложение используется для того, чтобы фотография выделялась и была «качественнее» (глянцевее). Частотное разложение также помогает решать художественные задачи фотографии. Эта техника поможет убрать недостатки на коже, сгладить текстуру кожи. А также она нужна для ретуши рекламных фотографий и предметной съёмки: ретушь тканей, аксессуаров, удаление пятен на фоне и т.д. Существуют частотное разложение на две и три частоты. Эта статья о частотном разложении на две частоты. О частотном разложении на три частоты тоже есть инструкция.
Условно есть три подхода к ретуши:
- Убираем только недостатки (лечащая кисть + штамп = чистка)
- Dodge&burn (осветление и затемнение)
- Частотное разложение (Frequency Separation) или плагины ретуши
- …IV подход — не ретушировать совсем
Зачем вообще нужна ретушь? Для того, чтобы замазать прыщи и сделать модель привлекательнее, глаза голубее, а губы пухлее? Всё зависит от того, какую задачу решает эта самая ретушь. Идеальная кожа с идеальными порами (и даже без пор) может понадобиться для некоторых видов beauty & fashion, если того требует техническое задание и маркетинг заказчика. Обычно это учитывают уже на этапе самой съёмки, фотограф выбирает тот паттерн освещения, который позволит сгладить рельеф кожи и «заполнить» морщины и поры. Либо выбирается ретушь в технике частотное разложение.
Что из себя представляет эта техника?
Изображение разделяется на несколько частот (2 или 3), первая из которых — это тон и цвет (низкая частота), а вторая — это текстура (высокая частота). Если разделить на три частоты, то будет: тон и цвет (низкая частота), вторая — общие черты + цвет, а третья — это детали резкости. В сущности, не так важно на сколько частот делить фотографию. А важно понимать, что на первом слое с низкой частотой мы правим проблемы с тоном. А на высокой частоте исправляем текстуру.
Крайне важно! Всю пиксельную чистку производят ДО начала процедуры разложения на частоты. Это нужно, чтобы не выполнять одну и ту же работу на каждой частоте. Для этого понадобятся лечащая кисть и штамп.
Ещё один момент: есть методики, в которых до начала разложения на частоты применяют D&B, выравнивается рельеф кожи.
Алгоритм частотного разложения в Фотошопе
Шаг 1. Откройте изображение, создайте 2 копии слоя, нижний назовите «низкая», а второй «высокая». Нижнюю частоту нужно размыть по Гауссу (фильтр/размытие по Гауссу), выбирайте такое значение, когда текстура уже размыта, но тон и очертания сохранены. Для моей фотографии я выбрала значение 6, для вашей скорее всего нужно будет выбрать другое значение.
Вообще существует несколько подходов к вопросу о радиусе размытия нижней частоты:
1) Размытие до того момента, пока поры на щеке/носу не перестанут быть отчётливыми, чтобы перенести информацию о текстуре кожи на высокую частоту. Лучше сделать несколько копий низкой частоты до размытия, чтобы можно было удалить слой и сделать частотное разложение заново, если текстура не достаточно «отделилась» от тона
2) Выбирать радиус размытия, ориентируясь на ресницы модели, — когда масса ресниц станет сплошной и перестанут быть различимыми реснички
Примечание. Нижнюю частоту можно сделать как с помощью размытия по Гауссу, так и с помощью инструмента Медиана.
Шаг 2. Возвращаемся к слою «высокая частота» и нажимаем на него, выбираем в верхнем меню Изображение/Внешний канал (у меня в английской версии это Image/Apply image):
Для 16 бит
слой/layer: нижняя частота
смешивание/blending: добавить
масштаб/scale: 2
сдвиг/offset: 0
непрозрачность/opacity: 100%
нажать галочку «Инвертировать»
Для 8 бит
слой/layer: нижняя частота
смешивание/blending: вычитание
масштаб/scale: 2
сдвиг/offset: 128
непрозрачность/opacity: 100%
снять галочку «Инвертировать»
Затем, на слое «высокая частота» мы выставляем режим смешивания «Линейный свет» (окно «слои»). Зажав на клавиатуре клавишу shift и выбрав слой «низкая частота», мы выбираем оба слоя и нажимаем внизу окна «слои» (посмотрите на фотографии снизу) кнопочку «создать группу». Слои окажутся в новой группе, её можно назвать «частотное разложение». Рекомендую всегда логично и правильно хранить слои и информацию о них, корректно называя и комментируя слои.
Шаг 3. Теперь можно уже ретушировать! На нижней частоте дефекты исправляются с помощью любых инструментов: штамп, лечащая кисть, медиана, микс кисть. А на высокой частоте — с помощью лечащей кисти и штампа. Главное не переусердствовать! Не пытайтесь работать над всей фотографией сразу. Разделите изображение (лицо) на 6 сегментов и работайте над каждым сегментом по очереди. Для того, чтобы облегчить задачу с работой над текстурой, можно создать корректирующий слой (кривые) и подкрутить на нём контрастность и применить его только к высокой частоте через клиппинг маск.
Небольшая хитрость: можно продублировать, например, низкую частоту, применить к ней функцию обтравочной маски (Clipping Mask, поставив копию слоя выше оригинала), и работать только на слое маски, чтобы иметь возможность «откатить» изменения. А если работа ведётся на высокой частоте, то копия слоя и клиппинг маск применяют уже не в режиме наложения «линейный свет», а в «нормальном» режиме.
Чтобы вернуть больше естественности, просто снизим уровень непрозрачности группы слоев «частотное разложение» с 100% до 90-95%. В первую очередь это касается портретов.
P.S. частотка или d&b?
Не утихают споры вокруг самого использования частотного разложения. Профессиональные авторитетные ретушёры и агентства часто неодобрительно относятся к использованию этого метода. Однако способ остаётся самым популярным и быстрым. Хотя я соглашусь, что за внешней простотой метода скрывается множество подводных камней.
Остались какие-то вопросы? Задавай их в комментариях.