Выставка современной китайской арт-фотографии «Большая маленькая жизнь» [фотоотчёт]
Как выглядит современная китайская фотография? Не так давно мне представился случай побывать на выставке работ женщин фотографов Китая — Лю Сылинь, Лу Юйфань, Юй Сяо, Юй Цзяюэ. Примечательно, что серии не несут выраженной гендерной направленности, а скорее окунают зрителя в эмоции и переживания времени как утраты и преодоления этой утраты с помощью фотографии. Выставка бала подготовлена Центром фотографии «Март» совместно с Институтом Конфуция Уральского гуманитарного института УрФУ.
Все работы созданы с использованием особых методик: от манипуляций с архивными снимками до экспериментов с тепловым излучением.
Никогда не взрослеть
«Никогда не взрослеть» — первая серия выставки, как признаётся автор, на создание работ её побудило «грустное чувство расставания с детством» и связанные с этим чувством переживания.
В каком-то роде мне знакомо это осознание инфантильности, нежелания принимать «взрослый» мир. И тем более понятны чувства необходимости выхода из этого состояния детства (но ведь можно всё равно иногда оставаться ребёнком? Даже нужно, ведь творчество — это привилегия ребёнка внутри нас!) Так что беречь внутреннее дитя нужно, не стоит от него избавляться насовсем.
ДД.ММ.ГГ.
Триптих Юй Сяо «ДД.ММ.ГГ.» состоит из кадров жизни, составляющих своего рода копии мастеров Ренессанса. Лично меня очень привлекла и впечатлила эта серия, где из фотокадров-пазлов собрана общая картина, разглядывать раскадровку поистине интересно, мне это даже чем-то напомнило симультанность , о которой я уже писала во «Влиянии фотографии на современное искусство и живопись».
Я повсюду
Также на выставке были работы в жанре псевдодокументалистики (мокьюментари) — серия «Я повсюду» Лю Сылинь. Автор фотосерии при помощи цифрового фотомонтажа «вживляла» себя в архивные, старые фотографии с выдающимися деятелями XX века и знаменитостями. Проект был представлен на главном европейском фотофестивале во французском Арле.
По правде говоря, эта серия вызвала во мне смешанные эмоции и некие «постмодерновые» отголоски эха. С одной стороны, я вижу тут просветительскую идею, с другой — я вспомнила один любопытный современный культурный феномен. Может быть вы сталкивались с таким явлением в социальных сетях. Несколько лет назад появился профиль в одной, крайне всем известной соцсети, где автор выкладывал снимки с, по правде говоря, будто нарочно, очень плохом фотомонтажом — снимки себя рядом с селебрити, на фоне очень дорогих автомобилей. Но таким способом он действительно добился популярности аккаунта. Обе эти истории — это чистый постмодерн. Цитирование, переработка… Повод задуматься.
Юй Цзяюэ — Оглядываясь в прошлое
«I print my photographs in a life-size scale, and use them to build believable spaces. Then I photograph myself posing in front of these prints, interacting with the people depicted in the prints, as if I am re-living that moment, or living in that relationship again, or doing something that I wish I had done.»
Jiayue Yu (Юй Цзяюэ)
«Я распечатываю фотографии в формате реальных размеров и использую их, чтобы создать правдоподобные пространства. Затем я фотографирую себя, позирующую на фото этих принтов, и таким образом взаимодействую с людьми на снимке. Будто переживая эти моменты или проживаю эти отношения снова, или делаю то, что мне бы хотелось было сделано в тот момент.»
Любопытно, что в этом есть некая психотерапия — поместить себя в момент прошлого и пытаться разобраться, исправить, почувствовать заново. Саморефлексия. Многие психологи считают, что саморефлексия помогает расти личностно, осознавать свои ошибки. Согласно Арджирису, это триггер, который помогает выходить на новый уровень не только в личностном росте абстрактно, а практически — в виде повышения компетенций, знаний и умений, навыков.
В общем, кроме прочего, фотографии и заложенная в них рефлексия напомнили мне важные вещи. В том числе важность непрерывного цикла «обучение-применение-рефлексия-применение», которые заложены в Дзен-философии (она и вывела Японскую экономику в топ после разгромного проигрыша во Второй мировой войне).
Grandma
Лу Юйфань «Grandma» — финальная серия работ выставки современной китайской фотографии «Большая маленькая жизнь. В фотоискусство автор пришла после похорон бабушки. С помощью камер, способных делать снимки теплового излучения, показала, как видит уход любимого человека, в виде термического «следа».
Современная китайская фотография
Безусловно, в сериях работ, представленных на выставке, мы можем не только увидеть общую связующую линию, но и даже проследить различные подходы к переосмыслению технологии создания снимков. Фотографы применили разные методики для получения готовых работ, используя как привычный ныне цифровой фотомонтаж, так и покадровое коллажирование, применение специальных технических средств (по правде говоря, созданных не для этого, но послуживших концепции). А также экспериментируя с личными и публичными архивами, играя, но создавая любопытные кадры в жанре псевдодокументалистики.
А если вы ищете что бы ещё интересного почитать то, предлагаю 5 интересных и мистических фактов о фотографии.
Материалы по теме:
http://www.8mart1.ru/exhibition.htm — выставка современной китайской фотографии «Большая маленькая жизнь»
https://www.lensculture.com/articles/jiayue-yu-in-retrospect — Юй Цзяюэ — Оглядываясь в прошлое