Блог о фотографии

искусство фотографии | теория и практика

Блог » Мысли » Джулия Маргарет Камерон: история фотографии

Джулия Маргарет Камерон: история фотографии

Джулия Маргарет Камерон (Кэмерон) (1815–1879) – волшебница Викторианской фотографии. С неё я начинаю цикл статей “история фотографии” в лицах. Работы этого мастера западают в самое сердце, они интересны и наделены гипнотической привлекательностью, а кроме того они позволяют посмотреть на фотоискусство в разрезе истории.

Alice Liddell as Alethea - История фотографии, Викторианская фотография

Лучший подарок – фотокамера

В декабре 1863 года Джулии Маргарет Камерон (Кэмерон) исполнилось 48 лет и в честь этого события она получила в подарок от детей свою первую фотокамеру. Подарена она была со словами “Это может быть развлечёт тебя в Фрешуотер (Прим. – город в Англии), где так уединённо” (в это время муж Джулии был в Индии, её сыновья были на учёбе, а дочь вышла замуж). Джулия была глубоко религиозной викторианской леди, начитанной и окруженной вниманием и дружбой выдающихся умов своего времени. В скором времени фотография стала не просто развлечением, она любила оживлять литературные и библейские сюжеты, а сами фотографии в наши дни рассматриваются как шедевры викторианской эпохи.

Несмотря на то, что Джулия начинала как любитель и не имела коммерческих интересов, её работы были быстро оценены – их выставляли музеи, они печатались и продавались. Она освоила тонкости работы с фототехникой и научилась производить мокрый коллодийный фотопроцесс (Прим. – ранний фотографический процесс, где в качестве связующего элемента использовался коллодий. Эта техника подразумевала работу в студии – смотри в низ статьи). Джулия снимала свою горничную в образе Мадонны, мужа – в образе Мерлина, она вдохновлялась работой итальянских мастеров живописи XV века.

The Kiss of Peace. Джулия Маргарет Камерон. История фотографии. Викторианская фотография.
The Kiss of Peace
Parting of Sir Lancelot and Queen Guinevere
Parting of Sir Lancelot and Queen Guinevere 1874
Джулия Маргарет Камерон-История фотографии-Викторианская фотография
So now I think my time is near – I trust it is – I know” / “The blessed Music went that way my soul will have to go

Путь фотографа

Нельзя сказать, что творчество Джулии Маргарет всеми принималось на ура – в среде фотографов были нередки язвительные комментарии в адрес Джулии, критикующие её портреты с “неправильным фокусом” и “любительский” подход, но это скорее проявление конкуренции. В любом случае, работы Джулии сильно отличались от коммерческой фотографии того времени, что не мешало их автору быть невероятно талантливым и ярких творцом, чьи фотографии несомненно выиграли – ими восхищаются, им подражают, их копируют даже несравнимые мэтры XX и XXI века (например, Энни Лейбовиц).

Mrs. Herbert Duckworth

Джулия Маргарет родилась в Индии и в 1838 году вышла замуж за Чарльза Камерона, а в 1848 году пара переехала в Великобританию. Кстати, Джулия Маргарет Камерон и Вирджиния Вулф приходятся друг другу родственниками.

Вирджиния – дочь Джулии Принсеп Джексон, племянницы Джулии Маргарет Камерон. Одна из самых известных фотографий Джулии Маргарет “Mrs. Herbert Duckworth” это портрет Джулии Принсеп Джексон.

The Neopolitan. Джулия Маргарет Камерон. История фотографии. Викторианская фотография.
The Neopolitan
Джулия Маргарет Камерон - портрет - Чарльз Дарвин
Charles Darwin 1868. Знаменитый портрет Чарльза Дарвина
Джулия Маргарет Камерон - мэрлин - история фото
Henry Taylor
Сапфо - история фотографии
Sappho. На этой фотографии Мэри Хиллер, горничная Джулии в Фрешуотер, она часто позировала для Джулии в образе Девы Марии. на этой фотографии Мэри воплощает образ греческой поэтессы Сапфо

Важно понимать, греческое искусство и культура имели огромное влияние на Джулию Кэмерон, и на её внучатую племянницу Вирджинию Вулф. Поэтому использование образа Сапфо – не случайность.

Студией для Джулии Кэмерон служил…курятник (довольно неожиданно, правда?), который она модифицировала под свои нужды. Джулия называла это место волшебным кольцом, волшебным местом. Именно там горничная становилась девой Марией, а Хиллер – Сапфо,а муж Джулии превращался в Мэрлина. Об этом она писала в незавершённых мемуарах Annals of My Glass House ( Летописи моего стеклянного дома). В студии она добилась своего “первого успеха” (как писала она сама) – фотопортрет девочки по имени Энни, датированный январём 1864 года. “С первых дней, когда я начала работать с объективом с нежной любовью, это (фотография) стало для меня чем-то живым. С голосом, воспоминаниями и созидательной силой”, – писала она.

Джулия описывала свой стиль с мягким фокусом так: “Мои первые успехи с фотографиями вне фокуса можно назвать случайным везением. Другими словами, когда я фокусируюсь и прихожу к чему-то, на мой взгляд, прекрасному, я останавливаюсь вместо того, чтобы выставить правильную фокусировку, на которой настаивают все фотографы”. Джулия Маргарет Камерон нашла себя в фотоискусстве, причём успешно, через то, что все называли ошибкой. Заметим, что такое явление не редкость и случалось не только в истории фотографии.

Джулия Маргарет Камерон (Кэмерон)  - история фотографии
Hypatia. Персонаж на этой фотографии Гипатия Александрийская – учёный, математик, астроном.

Книги о Джулии Маргарет Камерон (Кэмерон)

https://www.ozon.ru/context/detail/id/27484403/

https://www.amazon.com/Women-Photographers-Margaret-Cameron-Sherman

https://www.amazon.com/dp/1843681218

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх