Японское техническое и экономическое чудо: как Canon захватили рынок камер и оптики

Японское техническое и экономическое чудо: как Canon захватили рынок камер и оптики

История успеха Canon

Говоря о рождении такого гиганта как Canon, не обойдётся без объяснения тех исторических процессов, что происходили на территории Японии. А история эта крайне даже любопытна. Говоря о фотопромышленности или вообще любой промышленности Японии ни у кого не возникает никаких сомнений, что японское — значит точно качественное и передовое. И это касается камер, оптики, автомобилей и прочей техники. Т.е. история Canon — это, в сущности, общий «тренд» того самого пресловутого японского экономического чуда.

Будь то гигант вроде Toyota, Mazda или Canon мы увидим в разрезе истории общую модель экспорта и ведения бизнеса, основанную, важный момент, на экономической политике Японии того времени. Довольно парадоксально, но очень часто из истории успеха японских компаний послевоенного периода, например, производителей тех же автомобилей и телевизоров, исключают именно фактор наличия целенаправленной государственной политики.

В принципе, обдумывая эту тему, я пришла к следующему: будь то Canon, Nikon, Pentax, Fujifilm, Sony… Они все японские. За исключением разве Leiсa. Однако это совсем другая история, ибо Leiсa — это скорее Ролсс-Ройс среди камер. Да и оптика часто тоже японская — взять те же Minolta и Sigma. Да и лично мне эта тема крайне близка как обладательнице камер Canon и Sony.

Почему японские камеры стали лучшими? 

Истоки. Экономическое чудо Японии

В своё время, а именно летом 2022 года, мне в руки совершенно случайно попала книга о японском управлении и подходе в бизнесе. Книга, конечно, не новая, но прекрасная. Меня очень увлекла та информация, которую я смогла оттуда почерпнуть. И касалась она в первую очередь личной эффективности. Да, звучит слишком пафосно, не спорю.

В 2023 году Япония заняла третье место, 4,970,915.56 $ млн, по данным ООН по объёму ВВП на душу населения. Термин ВВП имеет несколько трактовок. В настоящее время, согласно неоэкономической теории, ВВП страны рассчитывается как добавочная стоимость, т.е. доход производств и услуг минус затраты на производство и услуги (без косвенных налогов). Но стоит понимать, что методики расчёта ВВП в разных странах отличаются, а кроме того часто речь идёт о прямых манипуляциях и подтасовках в отчётах. Ведь как говорится, есть ложь маленькая, есть большааая, а есть Статистика!

Возвращаясь к нашим японцам, никто не станет искать двойного дна, т.к. Япония доказала свою абсолютную гегемонию в области электроники, вряд ли кто-то усомнится в стабильности экономики. Даже несмотря на крупный экономический кризис, который, к слову, никто в своё время не ожидал. Подробно об этом написано в «Макроэкономике» Бланшара, чтобы не уходить в эти дебри, скажу лишь, что произошло это во многом по вине банков и жилищного кредитования. И в сущности, согласно тому же Бланшару, этого кризиса можно было бы избежать, если бы правительство Японии решило проблему с виновниками трагедии — теми самыми банками. Но по некой причине банки не тронули, в результате «повалилась» экономика целой страны. Но, опять же, что значит «повалилась»? Относительно тех ожиданий, что ей пророчили — да. Но объективно страна занимает очень высокие позиции в рейтингах экономического благополучия, так что слухи об экономической смерти Японии были сильно преувеличены.

Open-minded

Кстати говоря, во многом успех японской модели был связан с open-minded мышлением. Предприниматели активно изучали технологии зарубежных стран и их экономический потенциал. Например, в 50-х так произошло с телевизорами. В Японии считалось, что потребители телевизоров — это богатые люди, высшая прослойка общества, и потому, не видя рынка сбыта, не наращивали производство. Но одна из фирм провела исследование рынков США и Европы, что привело их к любопытному факту — телевизоры покупали совсем не богачи.

Сельскохозяйственная революция Японии, последствия оккупации, переход от риса к мясу и овощам

Вообще, хотя многие из перечисленных компаний и основывались до войны, расцвета они достигли уже после. И вот почему: если ранее земли были собственностью японской аристократии, то после войны, в 1946 году, американцы (оккупационное правительство) ввели Закон о Собственнике-Фермере. Т.е. земли отдавались крестьянам.

Вместе с тем произошла механизация труда, началось использование химических удобрений, произошёл переход с посевов риса на другие культуры. Рацион японца состоял уже из овощей, фруктов и мяса. Таким образом произошло высвобождение рабочей силы из сельского хозяйства в сторону промышленности. Почему именно отказ от гегемонии риса так важен? Существует теория, согласно которой именно возделывание риса и его «монополия» в странах Азии послужили единению и жёсткой деспотичной иерархии обществ. Выращивание риса было очень трудозатратным, а в случае, если урожай был скудным, это грозило голодом целой стране.

Если на момент Второй мировой войны в Японии отсутствовали частные фирмы, то после войны правительство всеми силами поощряло частное предпринимательство и свободный рынок.

1907 • «The Rice in Japan» — by Kjeld Duits

Модернизация в Японии

Правительство Японии проводило планомерную политику модернизации с 1950 года, которая включала в себя рационализацию производства стали и увеличение производства синтетических волокон, это привело к тому, что к 1964 г. Япония стала третьим в мире производителем стали после США и СССР. С 1953 года сократился рабочий день, но, благодаря общему повышению производительности, это не стало негативным фактором. Кроме этого, не стоит забывать, что квалифицированные кадры — основа благополучия.

Развитие технологий, таких как телеграф, телефония и железные дороги позволили быстро нарастить темпы за счёт улучшения логистики и скорости обмена информацией.

Дзэн: философия и жизнь японцев

Говоря об образовании и карьере японцев стоит отметить принципы философии Дзэн и Икигай (об этом явлении я писала отдельную статью). Именно с этой позиции обучение рассматривается как непрерывный процесс самосовершенствования, которое в свою очередь приносит удовлетворение. С точки зрения Дзен, улучшение — это путь, а награда — удовлетворение от достигнутого. Речь не идёт о получении каких-либо физических «плюшек» или публичной огласке выдающихся достижений. Всё это относится к миру внутреннему. И это довольно любопытная вещь.

В «Психологии достижений» Хайди Грант Хэлворсон мотивация разделяется на два типа: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация хоть и работает, но не даёт результатов на длинных дистанциях. Она включает в себя использование внешних факторов. С дугой стороны, внутренняя мотивация идёт от субъекта, она крайне эффективна в больших временных промежутках и приносит больше пользы. Таким образом, Дзэн культивирует выработку внутренней мотивации. Также философия Дзэн основывается на подчинении авторитету, отказу от личного в пользу общественного (культивируемый коллективизм).

Очевидно, что с точки зрения корпораций и правительства философия Дзэн — это прекрасный инструмент взращивания покорных, трудолюбивых и лояльных граждан и наёмных работников.

Теория Y

Японцы активно перенимали опыт и теории Штатов и западной Европы, но ключевая разница — во внедрении этих теорий в практику. Не секрет, что часто замечательные теории так и остаются «идеями», о них говорят, их изучают, но никто так и не применяет их. Этот парадокс широко известен. Однако совсем другой паттерн прослеживается в Японии.

В 1960-е в США вышла книга менеджмент-профессора и социального психолога MIT Дугласа Мак-Грегора под названием «The Human Side of Enterprise». К слову, Дуглас был учеником Маслоу. Что же такого замечательного было в его трудах?

Мак-Грегор сформулировал два подхода к управлению:

  1. Теория X: человек — существо слабое, работать совсем не хочет, пряник на него всё равно не действует (да и к чему тратить пряники на этих лентяев), мотивация — кнут. Если что-то идёт не так — винить сотрудника (кнутом), жесткая вертикаль власти, жёсткий контроль, авторитарность… Нет, тоталитарность. (по-моему, это буквально классическая рабовладельческая модель)
  2. Теория Y: человек — звучит гордо, все люди талантливы и амбициозны (а если это не выглядит так, значит есть ошибки менеджмента), труд есть естественный процесс, демократичность, отсутствие избыточного контроля, вовлечение персонала в процветание и развитие компании

Как мы уже поняли, японцам теория Y очень понравилась, но с поправками на местный менталитет.

Уильям Эдвардс Деминг

Это имя точно стоит выделить отдельно и очень крупно. Теоретик бизнеса, экономист, инженер, консультант по менеджменту, математический физик, Деминг в 1964 году, работая на благо департамента сельского хозяйства, посетил Японию с циклом лекций на тему статистического контроля качества. Союз Японских Учёных и Инженеров (JUSE), уже был знаком со статистическим управлением процессами Шухарта, и теперь в Японии требовался специалист по контролю качества.

Таким образом, в 1964 году, заручившись поддержкой главнокомандующего союзным оккупационными войсками Дугласа Макартура, они смогли пригласить Деминга. На одной из лекций, кстати, присутствовал Акио Морита, сооснователь Sony.

Цикл лекций не оставил японцев равнодушными настолько, что они начали моментально внедрять принципы Деминга. А в 1950 года пригласили его ещё раз, на это раз для обучения инженеров, менеджеров, а также учёных принципам статистического контроля качества.

Идеи Деминга в Японии

Что же такого невероятного и революционного было в словах Деминга? Почему топ-менеджмент Японии послушал его и внедрил теорию, которая в результате обеспечила японское экономическое чудо? «Улучшение качества сократит издержки, пока продуктивность и доля рынка будут расти».

Идеи Деминга строятся в свою очередь на теории Y, т.е. хоть речь и идёт о применении статистики как инструмента, всё строится на демократичном и здоровом климате внутри компании. Очень большой упор даётся на личную ответственность менеджмента: управленец в свою очередь должен быть грамотным, готовым меняться и обучаться, взаимодействуя с персоналом, чтобы добиваться раскрытия таланта сотрудника и таким образом повышать его мотивацию и удовлетворённость, что в свою очередь приведёт к высокому качеству продукта и процветанию компании.

Я не стану перечислять все принципы подхода, но скажу, что вместо уменьшения издержек всеми возможными путями речь идёт о совсем других идеях. Например, запрет на покупку сырья\комплектующих\подряда по низкой цене, а вместо этого поиск постоянного поставщика, таким образом добиваясь предсказуемости, лояльности и приемлемых цен (нет, совсем не как это делают при госзакупках, кто бы мог подумать). Поощрение стремлению к образованию, подготовка и переподготовка кадров как обычное рутинное явление. А также устранение числовых норм для работников и руководителей, переводя акцент на постоянное повышение качества. Также создание благоприятных условий для развития горизонтальных связей внутри компании между подразделениями. А ещё сокращение контроля, вместо него создавая качественные процессы, и в итоге — качественный продукт. Ну и, конечно, пересмотр роли супервайзера, работа которого должна состоять в помощи сотрудникам и процессам, а не поиске недостатков с целью выявления недостатков.

Уильям Эдвардс Деминг

QC — кружки качества

Кружки качества QC были учреждены Союзом Японских Учёных и Инженеров (JUSE). В сущности, это коллектив сотрудников, состоящий из 10 человек, главой которого обычно является главный рабочий, а его помощником — кто-то из менеджмента. Собирается эта группа раз в неделю, на час, и обсуждает проблемы производства и способы их решения. Цель мероприятия — повышение качества и продуктивности. Также кружок выносит рекомендации на рассмотрение менеджмента и наблюдает за воплощением этих рекомендаций. Нужно понимать, что «рекомендательный» не значит необязательный. Подавляющее большинство рекомендаций действительно утверждаются и за них даже выдаются вознаграждения, но не всегда денежные, а скорее мотивирующие. Вся эта система работает по Демингу, да и вообще затея появилась благодаря его трудам.

Политика японского правительства

Конкуренция. Именно этот инструмент использовало японское правительство: в любой отрасти обязательно должно было быть несколько крупных фирм, которые вынуждены соперничать между собой.

Крупные решения фирм не обходились без согласования с правительством, а правительство в свою очередь не вводило никаких мер без консультаций с частным сектором. Также выдавались кредиты по сниженным ставкам для закупки нового оборудования и модернизации. Это стало возможно благодаря тому, что поощрялись инвестиции. В том числе — обычные вклады японцев, 85% сбережений возвращалась обратно в производство. Тут стоит оговорить, что вообще японцы крайне бережливы, те премии, что они получали дважды в год, они клали на свои счета в банки. Ну и, справедливости ради, стоит отметить финансовую помощь США, а затем «пошедшие на руку» войны в Корее и Вьетнаме. А ещё практически полное отсутствие трат на ВПК и армию.

Экспортные фирмы Японии

Государственное содействие экспорту проводилось через интересный инструмент. Организовывались специальные экспортные фирмы, крупнейшей из которых была ДЖЕТРО. Эти фирмы занимались не только экспортом, но ещё и кредитованием.

В чём была суть: производители проводили операции по продажам за рубеж через экспортные фирмы, которые, в свою очередь, главной целью имели захват рынков (т.е. это и была цель правительства Японии). Сами же экспортные фирмы работали по комиссионным от продаж около 0,5%, что выглядит довольно невнушительно, но не стоит обманываться, прибыли были просто огромными.

В чём заключалась стратегия захвата рынков? Во-первых, компании снижали цены. По сути речь идёт о демпинге. Либо они повышали комиссионные за продажу своей продукции, как это делала Toyota при продажах в Штатах. Уже «освоившись», примелькавшись потребителю, они потихоньку повышали цены. Т.е. ставка была сделана не на получении прибыли здесь и сейчас, а на будущее.

Почему это вообще работало? Не стоит забывать, что уже к тому моменту японские товары были «на голову выше» продукции тех же Штатов. Вот показательный пример. В 1950-е Ford начал сотрудничать с Mazda, одна модель автомобиля производилась как с трансмиссией самого Ford, так и с трансмиссией от Mazda в пропорции 50\50. Так вот, произошло следующее: американские покупатели требовали экземпляры с японской трансмиссией, и требовали не просто так. При, казалось бы, одинаковых характеристиках, автомобили с трансмиссиями из Японии были намного лучше.

Возвращаясь к экспортным фирмам, кроме прочего, они предоставляли кредиты для развивающихся стран на покупку японских товаров. А также содействовали открытию японских предприятий на территориях этих (развивающихся) стран. Но с условием, что продукция этих подразделений не конкурировала бы с японской продукцией на главных экспортных рынках (в Штатах и Европе).

Как Canon захватили рынок камер и оптики?

Всё началось с того, как молодой Горо Ёсида, родившийся в Хиросиме в 1900 году, переехал в Токио для получения дальнейшего образования. Там он и устроился на работу в фирму, которая занималась ремонтом проекторов и камер.

Собственно он эти камеры и чинил. По долгу службы он часто ездил в Шанхай, чтобы закупить комплектующие для оборудования. В одной из таких командировок у него произошла увлекательнейшая беседа с американским трейдером. Для американца было непонятно, как так вышло, что Япония, выпускающая военные корабли и самолёты, не производит запчастей для камер, да и сами камеры, а покупает комплектующие в Китае. Этот разговор, вероятно, и натолкнул Йошиду на грандиозную мечту о японских камерах.

К слову в это время, а я имею в виду 1940-е, монополистом в выпуске камер была Германия. А именно компании Leitz Elmar (собственно «Leica», нам эти камеры знакомы благодаря советским репликам «Зоркий» и «Фэд») и Zeiss IKON AGContax»), чьи модели камер были, прямо скажем, не дешевыми, да и вообще по сути роскошью.

Leica II

В один из тихих вечеров (это исключительно моя фантазия), Горо Ёсида решил взять и посмотреть (вот это уже факт), а что же Там в этих дорогих и изумительных камерах «Leica». Далее цитата: «я просто разобрал камеру без каких либо особых целей, а скорее просто рассмотреть каждую отдельную часть. И я не нашёл внутри камеры никаких особых деталей вроде бриллиантов. Там были детали из бронзы, алюминия, железа и резины. Я был изумлён, что когда эти недорогие детали соединены вместе, цена этой камеры чрезмерна. Это меня разозлило.»

Горо Ёсида

Оккупация Японии и её влияние на бизнес и экономику

Стоит конечно же упомянуть, что после Второй мировой войны Токио был повреждён атаками не меньше, чем Хиросима (да, там использовали атомные бомбы, но по разрушениям сопоставимо). Многие заводы были банально разрушены. А те, что уцелели, не могли запуститься, т.к. оккупация, естественно, ввела запрет на производство военной техники и всего военного.

Однако, большое количество американских солдат попало в Японию, да и вообще в Азию, впервые. Для американцев всё вокруг было дикой экзотикой, так что производство фотоаппаратов было разрешено, а спросом они пользовались ещё как. Уже спустя пару месяцев после прекращения войны Canon возобновила свою работу: производственные активы компании во время войны практически не пострадали.

Также с послевоенным периодом произошла и модернизация производства, во многом связанная с именем американского автомобильного инженера Уильяма Горама. К сожалению, на русской wiki нет статьи посвящённой этой личности, но как минимум стоило бы создать страницу о человеке, стоявшим за созданием Nissan.

Сразу хочу оговорить, я не буду описывать все модели и достижения компании, а пройдусь по каким-то значимым, по моему мнению, вехам.

Первые прототипы фотоаппаратов Canon

Kwanon

Хотя в журналах и появлялась реклама камер «Kwanon», в действительности дальше деревянных прототипов дело не пошло. Кстати, Kwanon — это отсылка к буддизму, т.к. Йошида был буддистом. На официальном сайте компании мы увидим, что «хоть камера Kwanon model D и продавалась в Осаке около 1955 года, это не камера Йошиды, а копия Leica Model II». Однако в сети можно встретить и информацию, что камера всё-таки выпускалась Canon.

Реклама Kwanon

Hansa Canon

Официально первой камерой, вышедшей на рынок, стала «Hansa Canon» (Standard Model). Что из себя представляла эта модель? Body изготавливалась самой компанией, а вот оптика, оптическая система видоискателя, дальномерный механизм производились Nippon Kogaku Kogyo (компания-предшественник Nikon). Nippon Kogaku Kogyo изготавливали военную оптику и уже вcерьёз задумывались о выходе на гражданский рынок. Следовательно, кооперация с Canon была выгодна для компании. В свою очередь для Canon это сотрудничество было крайне необходимым, ведь создать вот так с нуля хорошие объективы — дело вовсе не из простых. В итоге камера вышла на рынок в феврале 1936 (октябре 1935 по другим данным). Тогда же название «Kwanon» заменили на ныне всем привычное «Canon» (а вот компания по-прежнему называлась Precision Optical Industry Co., переименовали её в Canon только в 1947 по причинам связанным с узнаваемостью бренда).

Кстати говоря, «Hansa Canon» продавалась под маркой Omiya Shashin Yohin Co, так как у Canon не было собственных каналов сбыта, да и «Hansa» — это в первую очередь торговая марка Omiya.

Что касается отзывов современников, в 1935 году вышла статья о «Hansa Canon», где камеру буквально назвали японской имитацией Leica. Однако да, камера была выпущена, продавалась и была сделана в Японии.

Первый собственный объектив

«Serenar» — объективы, созданные под руководством Йоширо Фурукава, первого инженера-оптотехника компании. Первым стал «Serenar 50mm f/3.5» 1946 года, а далее, уже поcле 1953 их ребрендили в Canon. Кстати, в 1952 году выпустили сверхсветосильный и статусный «Serenar 50mm f/1.5» (правда по лекалам Zonner 50mm f/1.5 Carl Zeiss). Ну а «Serenar 50mm f/1.8», разработанный Хироши Ито, вообще является образцом высокого инженерного искусства, до Canon подобные стёкла обладали технической проблемой — засветы и блики при широкой апертуре (хотя вот тут стоит заметить, что серьёзной проблемой это казалось тогда, а теперь это рассматривается как некая изюминка).

Отказ от копирования

Вообще любопытно, но перестать копировать чужие немецкие камеры компании пришлось после 1954, когда Leica выпустила модель «M3». И связано это с тем, что эти дальномерные 35мм камеры были слишком совершенными в техническом смысле и дорогими. Что примечательно, в свою очередь «M3» была ответом экспансии японской «Nikon S». Всё это и привело руководство компании Canon к поискам нового решения.

Ставка на средний ценовой сегмент

В разгоревшихся внутри компании дискуссиях были услышаны молодые инженеры, которые были уверены, что все хотели бы камеру, которую могли бы купить, цена которой бы «не кусалась». Возвращаясь к началу статьи, хочется отметить, что в японских компаниях действительно прислушивались к мнению сотрудников. Демократия работала, но в отличие от «решения большинства» у японцев был «поиск консенсуса». Хорошенько подумав, ставку действительно сделали на камеры доступной для масс стоимости.

Так в январе 1961 году вышла модель «Canonet». Да и не просто вышла, а разорвала весь рынок. Эта дальномерная камера с несъёмным объективом стоила всего 20,000 йен (если не ошибаюсь, это эквивалентно около 572$ на декабрь 2023, согласно данным опубликованным центральными банками в январе 1961). И была сделана так, чтобы «абсолютно любой мог купить её и сделать на неё снимок». Считается, что именно эта модель и сделала Canon всемирно известной компанией.

Canonet

SLR камеры Canon

«Canonflex» была представлена в мае 1959 года как первая SLR камера Canon, пришедшая на смену дальномерным фотоаппаратам. И тут не обошлось без конкуренции с «Nikon F», где Nippon Kogaku K. K. выиграли на короткой дистанции, а серия «Nikon F» стала «золотым стандартом фотожурналистики».

F-1

Новый виток развития SLR камеры получили в системе «F-1» — первой профессиональной камере, на разработку которой Canon потратили столько же сил, ресурсов и времени, сколько уходило на разработку 10 моделей стандартных камер. Камера «F-1» вышла с поддержкой аж 180 аксессуаров, объективов и комплектующих.

Система позволяла делать 3-3.5 кадров в секунду, работала при температурном режиме от -30 до +60 градусов Цельсия, вышла сразу с поддержкой огромного количества фильтров, объективов и прочих аксессуаров… Плюс ко всему, несмотря на новую для камеры FD-серию линз, на камере можно было использовать объективы предыдущего поколения. Так что камера по вполне понятным причинам стала хитом, но в отличие от «Canonflex» была сделана уже для профессионалов.

Между прочим, вспоминая успех «Canonflex», Canon выпустили в масс-маркет «FTB», которая продалась в количестве 1 000 000 экземпляров в течение трех лет.

Выпуская «F-1» на рынок, компания дала обещание не менять базовые спецификации камеры 10 лет, что крайне важно для фотографов, т.к. при кардинальных изменениях, например переход на другой вид объективов, изменении резьбы, придётся буквально выбрасывать старые объективы. Да и вообще привыкая к какому-то определённому дизайну очень сложно менять камеру. Она иначе лежит в руке, кнопки находятся не там, где надо, и всё это безусловно раздражает.

А ещё все 10 лет, пока выпускались эти камеры, дизайнеры получали обратную связь от фотографов, чтобы в дальнейшем улучшать следующие модели. Это всё было необходимо для перезапуска серии — системы «New F-1» 1981 года. На этот раз с автоматикой (уже хорошо отработанной в «A-1»), цифровым управлением, улучшенным мотором, исключительно для профессионалов. Но с одним огромным минусом для потребителей предыдущей серии — «New F-1» была полностью несовместима с комплектующими и объективами «F-1».

AE-1

Логичным продолжением стал выпуск «AE-1» — камер, со встроенным центральным процессором (и это 1976 год, если что), заменив механические элементы электроникой. Кроме прочего камера была спроектирована с целью удешевления производства и, соответственно, отпускной цены. Корпус сделали пластиковым, но и пластик был не самым простым, а ABS, покрытым сверху медью, а далее — матовым хромом или чёрной эмалью. Это сверху, а снизу — бронзовая пластина, так же с матовым хромом или чёрной эмалью. Всё это привело к уменьшению веса камеры.

В общем, это была первая SLR камера с центральным процессором, электроникой внутри с автоматическим контролем экспозиции (AE — Automatic Exposure, позволяет автоматически получать правильную экспозицию).

Все эти автоматические цифровые новшества нашли своё отражение в дальнейшем развитии, в серии современных «EOS» камер.

A-1

Следующее развитие SLR — модель «A-1» 1978 года, оснащённая уже аж 5 программами экспозиции, микрокомпьютером и цифровым управлением. В этой модели усовершенствовали внутреннюю составляющую, заменяя два компонента, выполняющих разные функции — одной деталью.

Автоматическая электронная программа экспозиции, через микропроцессор, работала на основе замеряемого света и выбирала компромиссный вариант, таким образом избавляя пользователя от сложного выбора. Это был совершенно революционный подход.

На камере можно было использовать FD, FDn, большую часть FL и R-объективов (т.е. предыдущие поколения).

Автофокус

В 1977 году вышла камера с автофокусом от Konishiroku Kogyo (ныне известна как Konica), а в 1979 первая камера с автофокусом от Canon «AF35M», но между этими двумя камерами, при казалось бы, «общем» автофокусе была большая разница. И была она, простите за каламбур, в автофокусе. Вернее в самой технологии: автофокус от Canon был другим: инфракрасная AF-система позволяла снимать и в темноте и при низкой контрастности, в отличии от пассивной AF-системы Konica «C35AF».

Кинокамеры

В 1950-х годах, президент Canon, Фудзё Митараи, побывал с рабочим визитом в Штатах и Европе. В первую очередь — для налаживания связей, поиска каналов сбыта и партнеров по бизнесу. Но, хотя эта поездка и не увенчалась успехом, глава компании с большим интересом проводил «маркетинговое исследование», подсматривая, что там у них на западе есть, и что можно позаимствовать. Итогом этой поездки, кроме грандиозной перестройки заводов (а до 50-х производственные площади были деревянными и, как следствие, пожароопасными), стал прицел на производство кинокамер.

Там, на Западе, он не мог не заметить популярность кинокамеры «Kodak Brownie». Таким вот образом, в ноябре 1956 года Canon представили миру свою первую кинокамеру — «Canon Cine 8T».

А в 1970, в Германии, была представлена «Auto Zoom (AZ) 2018 Super 8» — первая камера с 20X зум объективом. Но эта модель не выпускалась на рынок из-за слишком большого размера. Зато невероятно популярной стала модель «AZ318M», выпущенная в 1972 году.

Но это всё «немое кино», а вот возможность запечатлеть на плёнку не только сменяющие друг друга кадры, но и звук, смогли в 1973 году. Первой в этом ноу-хау стала японская компания Chinon Industries. И конечно же Canon сразу схватили и эту возможность, улучшая видеокамеры, и с энтузиазмом осваивая новые горизонты.

Современные DSLR и беззеркальные камеры

EOS серия

Первая цифровая SLR (DSLR) малоформатная камера Canon «EOS DCS 5» вышла в марте 1995, а в декабре — Canon «EOS DCS 1», выпущенные совместно с Eastman Kodak. Большой популярностью камеры не пользовалась по причине высокой цены и, на тот момент, не отлаженной технологии: камера снимала только на ISO 80, а компьютеры в то время ещё банально не были такими «шустрыми». Да и после того, как был снят один кадр, требовалась подождать не менее полутора секунд, пока камера физически будет готова сделать ещё один кадр.

Зато в 1998 году на базе этих разработок вышла «EOS D2000», получившая награду как лучшая профессиональная DSLR камера. Это была 2-мегапиксельная камера с ЖК-дисплеем, на который моментально выводилось изображение.

В декабре того же 1998 года выпустили Canon «EOS D6000» (Kodak DCS 560), уже 6-мегапиксельную камеру. А вот в 2001 Canon представили уже собственную, полностью самостоятельно изготовленную профессиональную «EOS-1D». Вся серия работает с байонетом EF.

Вообще серия EOS оказалось крайне удачной и живучей, перешедшей из плёночной эпохи в цифровую, перейдя в подсемейства 1D X и 5D. И даже вот сейчас, на пороге 2024 года я всё ещё с большим удовольствием фотографирую на ещё произведённый в Японии (позже производство камер перенесли в Китай, а потом — обратно в Японию) «5D Mark II».

Кстати говоря о «5D Mark II», эта камера сделала настоящую революцию в киноиндустрии, вот настолько она была хороша, да и остаётся, если учесть возможность съёмки фото и видео RAW.

DSLN

DSLN — это аббревиатура, которую использует Canon для маркировки собственных беззеркальных (или гибридных) камер. Считается, по крайней мере пишется в интернете, что камеры без зеркала практически ничем не уступают своим старшим DSLR родственникам. Они дешевле и проще в производстве, поэтому их и будут выпускать. Ещё часто можно услышать, что «беззеркалки» легче и потому удобнее, что едва ли является аргументом, если смотреть на вес объективов. Однако время не стоит на месте, может быть, да и вполне логично, что рано или поздно и этот класс камер станет таким же любимым и надежным, как DSLR EOS, хотя, кстати, беззеркальные камеры как раз таки и вошли в серию «EOS».

Почему Canon

Ну что ж, после пробега по причинам успеха Японии на рынке фотоаппаратов и вообще электроники, давайте я перейду к субъективному фактору. А именно: почему же люди, в том числе и я, выбирали и выбирают Canon?

Во-первых, стоит упомянуть фактор F-1, когда компания выпустила весь комплект системы со всеми аксессуарами, что могли понадобиться фотографу разом, при этом пообещав не трогать ничего и не вводить кардинальных изменений 10 лет.

Во-вторых, то, как преемственны модели камер по эргономике и дизайну. Всё сделано, чтобы переход со старой камеры на новую не вызвал никаких проблем.

В-третьих, байонет. На 5D Mark II я могу использовать хоть родные автофокусные объективы, хоть зенитовские Гелиосы, хоть вообще почти что угодно.

В-четвертых, возможность съемки фото и видео RAW, последнее стало реальностью с ML.

В-пятых, это надежность. Качество. Тут я даже описывать ничего не буду. Всё и так понятно.

Ещё одним очень важным фактором стало то, что этих камер немало на вторичном рынке, и даже если на них большой пробег, они еще очень даже «рабочие лошадки».

Как Canon захватили рынок камер и оптики

Подводя итог всему вышесказанному

Canon выиграли ценовой политикой: ставкой на «средние кошельки» и массовый рынок, кое-где откровенно демпинговали, улучшали своё производство и технологии, а также всегда с интересом осваивали новые перспективные направления. В настоящий момент и вообще последние лет 50 минимум компания — лидер инноваций. Именно эта стратегия позволила вообще всей Японии выйти так далеко и успешно по многим направлениям на международный рынок. Именно в этом и заключается японское экономическое чудо.

Японцы, да и в частности Canon, не просто ставили планы продаж и выпускали дешевые товары, а делали очень крутые, хорошие продукты, производя их качественно даже на уровне производства, каждого отдельного сотрудника. Япония с интересом и жадностью поглощала новейшие экономические и социально-психологические теории управления, внедряя их в ежедневное использование, когда остальные предпочитали играть по старым правилам, не ставя под сомнение свои представления и мире и людях.

Именно так Canon выпускали первые бюджетные камеры для всех и каждого, внедряя свои самые передовые разработки: вводя усовершенствованный автофокус, проводя оптимизацию каждой отдельной части камеры, продумывая систему автоматического контроля экспозиции. И всё это для того, чтобы каждый человек, который захотел бы сделать снимок на память, просто нажал на кнопку и сразу получил хороший кадр.

https://global.canon/en/c-museum/index.html#history-hall — вся продукция Canon

https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/14672715.1980.10405563 — Japanese Corporate Zen, Daizen Victoria

https://deming.org/ — The W. Edwards Deming Institute®

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *