Блог о фотографии

искусство фотографии | теория и практика

Блог » Практика » Ретушь » Dodge and burn: фундамент для ретуши

Dodge and burn: фундамент для ретуши

Проблемы при обработке Dodge & Burn и их причины

Dodge and burn – это самая аккуратная техника ретуши фотографии в Фотошоп (или иной программе). Но, к сожалению, часто у новичков (иногда и у стреляных воробьёв) возникают трудности. Почему же может не получаться применять dodge and burning? На этот вопрос есть точный ответ – отсутствие фундаментального понимания объёма. А без этого самого понимания, считай, всё пропало. Без этого понимания пропадает та самая натуральность, а лицо модели теряет “человеческий” вид. И это, конечно же, портит впечатление от фотографии. Данный подход к пониманию процесса ретуши строится на теории живописи и рисунка и моего личного опыта.

Объём, тон и форма

Dodge and burn ретушь живопись тоновая сисиема
Тональность

Для начала рассмотрим базовые понятия объёма – тоновую шкалу – на примере сферы. В классическом понимании, объём строится из пяти тонов. Но это не значит, что ступеней тона не может быть меньше, на фотографии кожа может содержать всего два-три тона. Это может произойти при мягком рассеянном свете от большого источника (дневной свет от окна, например), или если использовался мощный источник жёсткого света.

Вернёмся в главному: почему же не получается техника Dodge and burn? Обычно за этим вопросом кроется главная ошибка – вместо того, чтобы убрать пятно на коже и на этом благополучно успокоиться, ретушёр может начать лихорадочно затирать всю форму без разбора, при этом убивая объём объекта.

Ретушь базовые понятия объём
Тоновая схема сферы

При ретуши в любой технике, будь то Dodge and burn или частотное разложение, ретушёр должен сохранять объём (или хотя бы его логику) в изображении. Текстуры, формы, рельефы – всё это разнообразие необходимо для “жизни” фотографии. В противном случае, фотография превратится в что-то, что уже едва ли можно будет назвать натуральным ( вспомним Станиславского и его знаменитую фразу “Не верю!”). Да, иногда фотографы создают работы стилизованные и явно переработанные, но это делается в случаях, когда того требует концепт (часто в Fashion).

Кто-то спросит: “При чём тут сферы и кубы?” Отвечаю – это базовые формы, на основе которых можно представить голову и, соответственно, предмет нашего особого интереса – лицо.

Форма головы: базовая анатомия для фотографов и ретушёров

Базовая форма головы ретушь Dodge and burn
Базовая конструкция человеческой головы

Хотя фотография и является плоской, на ней запечатлены 3D формы, например, бьюти снимок – лицо объёмно. Как бы далеко, дорогой читатель, тебя не увело желание довести снимок до идеала, пожалуйста, всегда помни о базовом объёме и проанализируй исходные данные на фотографии.

Не стоит бездумно плющить лицо, выпучивать глаза и раздувать губы. К слову, кому-то сейчас покажутся абсурдными эти действия, но практика показывает, что даже самая прекрасная и идеальная модель, в силу неизвестных автору причин…перед тем как выложить фото с собой в социальные сети нещадно “плющит и колбасит” предмет многочасовой работы фотографа. Этим же грешат многие представители бьюти индустрии.

Как работать с формой и Dodge & burn

Задача ретушёра – это не превратить лицо представителя Homo sapiens в что-то из разряда Alien\Predator. Ну, во-первых, не стоит забывать о феномене зловещей долины (uncanny valley), согласно которой, всё, что очень похоже на человека, но не является им, вызывает страх и отвращение. Поэтому оставим человека – человеком.

Запомни всего три простых правила:

I. Восприятие формы связано с паттерном освещения, или проще говоря, с тем, как именно свет падает на модель. Анализируй, какой паттерн освещения на фотографии, упрости тон объектов мысленно на две ступени тона – свет и тень, найди выступающие и уходящие вглубь участки.

II. Создай пуcтой слой поверх исходника фото и пропиши на нём всё, что собираешься исправить – отметь ярким цветом то, что нужно осветлить. Возьми кисть другого цвета и отметь все участки, которые нужно затемнить. Оставляй для себя понятные комментарии, чтобы в процессе ретуши возвращаться к этому “редакторскому” слою и проверять всё ли ты делаешь по плану.

III. Пользуйся правилом – от общего к частному. Не уходи в мышиную возню, начинай с крупных пятен. Постепенно переходи к более мелким деталям.

Научившись видеть базовые формы, с приходом понимания логики объёма, ты научишься создавать красивые и визуально натуральные работы в любой технике ретуши – Dodge and burn или частотное разложение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх