Влияние фотографии на живопись и современное искусство

Влияние фотографии на живопись и современное искусство

Если услышать о влиянии живописи на фото не представляется чем-то хоть немного редким, то об обратном — о влиянии фотографии на традиционное искусство — говорят не так уж и много, а скорее никогда очень и очень редко.

Каким же было это влияние и было ли оно вообще? Однозначно оно имело место быть: от композиции в импрессионизме до появления симультанности в футуризме и дальше, к нашим дням. Что же касается современности, то с появлением цифровой фотографии, раскрыл свой потенциал «фотоарт» ( объединение цифровой живописи и фотографии) , пришедший на смену «классическому» коллажированию.

Об истоках появления цветной фотографии и при чём тут наука и живопись

Эта статья была написана довольно давно, однако совсем недавно я наткнулась на интересные и до того мне не известные факты, которые позволяют изменить точку обзора на взаимовлияние фотографии и живописи.

Началось всё с учёного, врача и востоковеда Томаса Югна (1773 – 1829), которого считают отцом физиологической оптики (и это кроме волновой теории света). Юнг описал восприятие цвета, опираясь на наличие 3 видов нервной ткани, воспринимающих разные цвета. Это открытие и положило фундамент пониманию к восприятию цвета на основе длины световых волн.

Цветная фотография по методу Люмьер

А далее уже другой учёный, физик Джеймс Максвелл, известный благодаря изобретению классической теории электромагнитного излучения, также увлекался и физиологией, а именно восприятию цвета и света. Он даже получил награду за за исследования по оптике и смешению цвета. 17 мая 1861 Максвелл представил общественности первую в мире цветную фотографию, снятую на первую в мире зеркальную камеру Томаса Саттона. А сама технология представляла из себя симбиоз коллодионного процесса ( о нём я упоминала в статье о Джулии Маргарет Камерон) и схемы RGB — трех цветных фильтров красного, зелёного и синего цветов! И хотя как оказалось затем, опыт был не совсем корректным, но это не помешало получить первую цветную фотографию.

А при чём тут живопись?

Прогресс и фотография

Процесс начался в XX века, когда стали обретать популярность фотоаппараты, технологии позволили запечатлеть момент и получить реалистичные изображения. Это стало одной из причин кризиса академической школы живописи и рождения чего-то нового. Конечно, не только фотография подтачивала авторитет академической живописи. В первую очередь, в том процессе стоит отметить промышленную революцию, что породила мощный научный скачок. Да и вместе с изменением экономики, естественно, менялся образ жизни и мысли человека. Кроме того, политические и социальные процессы играли важную роль в изменении ценностей нового поколения.

Влияние фотографии на живопись было разным, где-то оно вызывало отказ от реализма, а где-то, наоборот, даже копирование фотографии:
«К чему размножать реальность, если с этим прекрасно справится фотообъектив?»

Пабло Пикассо
Цветная фотография по методу Люмьер
Влияние фотографии на живопись и современное искусство - Балло Джакомо
Джакомо Балло, «Полёт ласточки», 1913
(Футуризм), на данной картине мы видим принцип симультанности, когда друг на друга накладываются фазы движения объекта

Бунтующее искусство и фотография: импрессионизм, романтизм и другие -измы

Романтизм стал бунтом нового человека. Это был протест против «системы» —  человек хотел свободы. Свободы в полном полном понимании этого термина. Это даже не то чтобы стиль — это скорее образ мысли, поиск силы и бесконечное рвение к «вершинам» мира. За романтизмом пришёл реализм, чьи идеи можно охарактеризовать так: «мир без прикрас, без украшательств и лицемерия». Родиной реализма принято считать Францию и Россию (вернее русское литературное наследие).

Эжен Делакруа - Свобода, ведущая народ - Романтизм - влияние фотографии на живопись
Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ»
(Романтизм)

И следующий стиль —  импрессионизм. Возможно он появился под влиянием фотографии, а сами импрессионисты не интересовались политикой и социальными проблемами. Они хотели показать красоту момента и боролись с консервативным академическим искусством. Работы импрессионистов действительно похожи на фотографии, они даже композиционно скомпанованы как фото. Кроме этого, они изображали не какой-то конкретный предмет, а общее оптическое ощущение. Иногда художники даже применяли принцип кропа (как в фото —  показывали лишь часть), использую такие ракурсы и кадрирование, которые были просто невозможны доселе. Первые выставки импрессионистов вызывали скандал, это было что-то совершенно новое и непонятное для общества. Люди как звери кидались на полотна и пытались их повредить, критики издевались над работами, а самих импрессионистов называли душевнобольными! Меня это до сих пор шокирует, если сказать откровенно. Как могли столь прекрасные работы вызвать столько гнева? Неужели именно их непосредственность и свободолюбие так разозлили общественность? Хорошие вопросы.

Влияние фотографии на живопись - импрессионизм - Моне
Клод Моне
(Импрессонизм)

Напомню, импрессионизм —  это создание цветных мазков, цвета в этой системе не смешивались на палитре, а накладывались в нужном сочетании рядом, чтобы получить определённый цвет. Цвет повсюду — и в тени, и на свету и в рефлексах.

Цветная фотография по методу Люмьер

Цветная фотография по методу Люмьер

Хотя справедливости ради, я должна отменить вот что: ранее, в начале статьи, есть абзац о теории цвета и учёных. Там же есть точное время создания первой цветной фотографии — 1861 год. Однако концепция Максвеллу пришла в голову ещё в 1850 году, а теория аддитивного смешения цвета RGB витала в воздухе ещё раньше. А вот рождение импрессионизма произошло в 1860-х… Однако и тут есть ещё одно «НО».

Приходилось ли вам когда-либо писать акварелью? Я вот люблю акварель, даже делала для себя челленджи по акварельной живописи. Для тех, кто знаком с лессировками я не открою никакой тайны. А для тех, кто не в курсе, лессировка — это техника при которой краска разных цветов отдельно наносится тонкими просвечивающими слоями для получение конкретного цвета. Известно, что это была главная живописная техника старых мастеров живописи с XV века.

Писсаро - импрессионизм и фотография - блог о фотографии - фотограф Челябинск
Камиль Писсаро, «Бульвар Монмарт»

http://edu.hermitage.ru/catalogs/1419972136/themes/1419972230/article/1419972644/fact/1422821787 — «Почему возник импрессионизм» — статья

Идея импрессионизма —  остановить момент и показать его —  появилась. вероятно. благодаря фотографии. В 1878 году Эдвард Мейбридж (английский и американский художник и фотограф) сделал покадровую серию снимков лошади в движении. А именно — отрыв от земли всех 4 конечностей лошади. Это имело прикладное значение, чтобы художники верно изображали движения животных. Известно, что Эдгар Дега был впечатлён снимками и это повлияло на его творчество. Да и сам Дега, кстати, какое-то время увлекался фотографией.

Мэйбридж - фото лошади
Мэйбридж, «Лошадь в движении», 1878
Дега - импрессионизм - фотография и живопись - блог фотографа в Челябинске
Эдгар Дега, «Танцовщица в зелёном»
(пример использования кропа)

Влияние фотографии на визуальное искусство в XX веке —  от кубизма до цифрового изобразительного искусства

Фото-хронография не оставила равнодушным и Марселя Дюшана (французский и американский художник, «отец» дада и сюрреализма, теоретик искусств, а ещё и шахматист). Под впечатлением от фотографий Мейбриджа, художник создал картину «Обнажённая, спускающаяся по лестнице». Эта работа была принята со скандалом и даже испортила отношения художника с семьёй. Дюшана вынудили снять картину с выставки в Европе… Но её тут же захотела видеть у себя галерея в США. Полотно выполнено в стиле кубизм, но совсем не она вписала имя Марселя Дюшана в историю искусств. Дюшан считается одним из самых влиятельных и провокационных художников XX века. Он экспериментировал и с дада, и с сюрреализмом, и даже буквально изобрёл концептуализм и постмодернизм. Его концепция реди-мейдов стала настоящей революцией, и по сей день является новаторской по осмыслению и иронии. Или даже пост-иронии.

Что такое реди-мейд? Это произведение искусства, не созданное автором, а выбранное им. Это промышленный предмет, который художник решает показать как предмет искусства. Сама концепция этого явления, вероятно, заключается в попытке осмысления. Под вопрос ставится сама сущность искусства. Наверное, самый известный реди-мейд, самый скандальный — это «Фонтан» Дюшаша. В сущности, «фонтан» это писсуар

О реди-мейдах
Марсель Дюшан - влияние фотографии на искусство - фотограф в Челябинске
Марсель Дюшан, «Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912
Работа была создана по мотивам фотографий Мэйбриджа
"Обнажённая, спускающаяся по лестнице" Мэйбриджа
«Обнажённая, спускающаяся по лестнице» Мейбриджа
Пабло Пикассо - Авиньонские девицы - фотография и живопись - блог о фотографии
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907

Распространение фотоаппаратов и фотографии стало толчком для развития современного искусства и появления новых форм и смыслов, широко распространившихся и в XXI веке от импрессионизма до концептуализма. И это не предел, если вспомнить коллажирование и фотомонтаж. Работы современной фотохудожницы Брук Шейден —  яркий пример. Так что научный прогресс «создал» влияние фотографии на живопись и современное искусство в целом. Оно было разным, где-то вызывало отказ от реализма, а где-то даже копирование фотографии. Пабло Пикассо, например, говорил : «К чему размножать реальность, если с этим прекрасно справится фотообъектив?» Другой подход нашли представители фотореализма 1960-1970-х ( художники использовали фото как референс и создавали свои работы максимально похожими на фотографии) и позднее гиперреалисы, пишущие на холсте точь-в-точь как на фото (и даже с боке, хотя сама концепция гиперреализма не в этом, а в детализации изображаемого), а ещё художники цифрового изобразительного искусства.

http://www.glennraytutor.com/ — фотореализм — художник Glennray Tutor

http://www.terryrodgers.com/ — гиперреализм — художник Terry Rodgers

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *