5 интересных и мистических фактов о фотографии
I. Мистика, фотография и потусторонний мир
Серебро, зеркало… и душа
Есть ли мистика в фотографии? На первый взгляд — нет. Но! Любопытно, индейцы (да, американские индейцы) не любили фотографироваться потому, что считали, что фотография отнимает душу. Казалось бы, интересный факт о фотографии из прошлого (скорее курьёз) — но в чём причина этого суеверия?
При дагерротипии (это один из первых фотографических процессов) использовались фотопластины, покрытые серебром. Снимки получались более похожими не на современные фотографии, а на отражение в зеркале. Изображение состояло из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути, поэтому дагерротипия часто называлась «Зеркалом с памятью». В зависимости от угла взгляда на пластину, дагерротип может выглядеть и как позитив, и как негатив, создавая иллюзию реального изображения, видимого глазу.
Скажем «привет!» и древним серебряным зеркалам, покрытым на обратной стороне амальгамой серебра, в которых, по поверьям, отражаются духи. Медиумы и прочие шарлатаны используют для спиритических сеансов только такие зеркала (Требуется консультация специалиста. Не является публичной офертой).
Ну и, наконец — мокрый коллодионный процесс, пришедший на смену дагерротипии. Известен он не только своим высоким качеством и детализацией изображения, но и некоторым «потусторонним» особенным видом снимков. Дело в том, что коллодионный процесс чувствителен только к ультрафиолетовому спектру света, так что фотографии действительно отображают невидимое человеческому глазу. Коллодионный процесс используется и до сих пор, и любители этого типа съемки отмечают, что фотография может как бы «заглянуть в душу», показать совсем другой мир, благодаря ультрафиолетовому спектру.
Так что, после этих фактов, начинаешь больше понимать суеверный ужас индейцев… Или нет? Во всяком случае становится понятнее логика этого курьёза.
II. Сфотографировать на спичечный коробок?
Да легко! Самый простой фотоаппарат можно сделать из коробка от спичек за 5 минут. Это называется «пинхол», фактически — древнейшая технология «Камера обскура«. В коробке делается иголочкой дырочка, с противоположной стороны засовывается плёнка, выдержку «и всё такое» регулируете вы сами — пальцем.
Пинхолы позволяют получить необычные фотографии с таким странным «dreamy» луком. Есть немало людей, которые до сих пор изготавливают такие камеры, благо это не требует никаких вложений. У такой камеры есть и свои достоинства: во-первых, полное отсутствие оптических искажений (ведь объектива-то нет), во-вторых, бесконечная глубина резкости, все объекты всегда в фокусе.
Вы можете и сами попробовать такую съемку, и не обязательно на плёнку, для цифрового фотоаппарата достаточно вместо объектива установить черную картонку с небольшой дырочкой, некоторые люди просто делают отверстие в лишней крышке от фотоаппарата (крышка от body). Но продаются и готовые пинхольные «объективы».
https://www.pinholeny.com/about
III. Выдержка длиной в год
15 секунд, 30 секунд, bulb? Сколько максимум выдержки можно выставить на фотоаппарате? Как насчёт года? Конечно, традиционный фотоаппарат не способен снимать так долго.
Майкл Крисман сделал снимок Торонто на пинхол-камеру, которая представляет из себя просто черную коробку. А вместо пленки он использовал обычную фотобумагу, чувствительность которой намного ниже чем фотопленки, но она же и позволяет использовать очень длинные выдержки. Хотя фото и выглядят как ночные, на самом деле яркие линии на небе — это пути следования солнца, поэтому подобный стиль фото называют еще «solargraphy».
Другие люди используют пивные банки в качестве «камеры», например, Justin Quinnell.
IV. Сфотографировать пулю
А теперь о сверх-быстрых выдержках. Как, к примеру, снять пулю, летящую быстрее скорости звука? Понятно, что в таком случае типичные скорости затвора фотоаппаратов слишком медленны, он просто «не успеет» ничего сфотографировать.
Одна из первых фотографий летящей пули была снята с использованием особой вспышки, дающей очень короткий импульс. Причем какой: вовсе не нашей привычной с ксеноновой лампой (она тоже слишком медленна: послесвечение газа). Для такой съемки была использована обычная искра, как при коротком замыкании. При напряжениях в десятки тысяч вольт получается, своего рода, небольшая искусственная молния, время вспышки которой может составлять буквально микросекунды, вот она и выступает в роли осветителя. Такой вид вспышки был известен уже в XIX веке, еще сам Тальбот, один из изобретателей фотографии, экспериментировал с лейденской банкой и сделал первое фото, освещенное искровым разрядом. Вспышки на основе искрового промежутка используются и по сей день, для съемки очень быстрых процессов.
V. Посмертная фотография: пугающий факт о фотографии
Зачем в викторианскую эпоху фотографировали мёртвых? Едва ли есть что-то более мистическое, пугающее и печальное, чем традиция пост мортем. XIX век оставил нам массу невероятных вещей, в том числе и грустную и сентиментальную траурную моду. Болезни, эпидемии, низкий уровень медицины, а также наркотическая зависимость (вспомните опийные притоны в фильмах) косили народ пачками. И детей, и взрослых. И если дети погибали от хворей, то взрослые, часто, от пагубных пристрастий… Не совсем. В те недалёкие, в сущности, времена, пагубные пристрастия вредили и детям. В продаже были такие средства как «Детская тишина» или «Успокаивающий сироп», которые содержали в составе морфин и были в активной продаже аж до 1930 года (ну и жуть!) Я собственными глазами в Челябинском краеведческом музее (там, кстати, лежит Челябинский метеорит) видела такую скульптурную композицию: опьяневшие детки с бутылочкой горячительного напитка. В советское время крестьянки готовили подобные «успокоительные» средства для младенцев сами из подручных средств, иногда с летальным для деток исходом.
Средняя продолжительность жизни не превышала и 40 лет (Привет, пенсионная реформа и ковид-2019). Семьи скорбели, и, желая оставить память о любимом родственнике, фотографировали его… Иногда делая вид, что он (покойник) ещё жив, иногда же запечатлевали траур семьи у гроба покойного. Такие фотографии с особой гордостью вешали в гостиной и показывали гостям, оставляя таким образом семейную память.
Если говорить о современности, то совсем недавно на выставке современной фотографии я увидела интересную серию работ, снятую с неким налётом пост мортем (фиксация термического следа).
Фотография — увлекательнейший процесс, который не перестаёт удивлять, а кроме того, иногда в фотографии есть место мистике. Даже если вы и не верите ни в каких привидений, духов и спиритические сеансы, «воровство» души с помощью камеры, то вы наверняка оцените ту любопытнейшую пищу для фантазии, которую я любезно для вас создала.