Джулия Маргарет Камерон: история фотографии
Джулия Маргарет Камерон (Кэмерон) (1815–1879) — волшебница Викторианской фотографии. С неё я начинаю цикл статей «история фотографии» в лицах. Работы этого мастера западают в самое сердце, они интересны и наделены гипнотической привлекательностью, а кроме того они позволяют посмотреть на фотоискусство в разрезе истории.
Лучший подарок — фотокамера
В декабре 1863 года Джулии Маргарет Камерон (Кэмерон) исполнилось 48 лет и в честь этого события она получила в подарок от детей свою первую фотокамеру. Подарена она была со словами «Это, может быть, развлечёт тебя в Фрешуотер (Прим. — город в Англии), где так уединённо» (в это время муж Джулии был в Индии, её сыновья были на учёбе, а дочь вышла замуж). Джулия была глубоко религиозной викторианской леди, начитанной и окруженной вниманием и дружбой выдающихся умов своего времени. В скором времени фотография стала не просто развлечением Джулии, она любила оживлять литературные и библейские сюжеты, а сами фотографии в наши дни рассматриваются как шедевры викторианской эпохи.
Несмотря на то, что Джулия начинала как любитель и не имела коммерческих интересов, её работы были быстро оценены — их выставляли музеи, они печатались и продавались. Она освоила тонкости работы с фототехникой и научилась производить мокрый коллодионный фотопроцесс (Прим. — ранний фотографический процесс, где в качестве связующего элемента использовался коллодий. Эта техника подразумевала работу в студии — смотри в низ статьи). Джулия снимала свою горничную в образе Мадонны, мужа — в образе Мерлина, она вдохновлялась работой итальянских мастеров живописи XV века.
Путь фотографа
Нельзя сказать, что творчество Джулии Маргарет всеми принималось на ура: в среде фотографов были нередки язвительные комментарии в адрес Джулии, критикующие её портреты с «неправильным фокусом» и «любительский» подход, но это скорее проявление конкуренции. В любом случае, работы Джулии сильно отличались от коммерческой фотографии того времени, что не мешало их автору быть невероятно талантливым и ярких творцом, чьи фотографии несомненно выиграли: ими восхищаются, им подражают, их копируют даже несравнимые мэтры XX и XXI века (например, Энни Лейбовиц).
Важно понимать, греческое искусство и культура имели огромное влияние на Джулию Кэмерон, и на её внучатую племянницу Вирджинию Вулф. Поэтому использование образа Сапфо — не случайность.
Студией для Джулии Кэмерон служил…курятник (довольно неожиданно, правда?), который она модифицировала под свои нужды. Джулия называла это место волшебным кольцом, волшебным местом. Именно там горничная становилась девой Марией, а Хиллер — Сапфо,а муж Джулии превращался в Мэрлина. Об этом она писала в незавершённых мемуарах Annals of My Glass House ( Летописи моего стеклянного дома). В студии она добилась своего «первого успеха» (как писала она сама) — фотопортрет девочки по имени Энни, датированный январём 1864 года. «С первых дней, когда я начала работать с объективом с нежной любовью, это (фотография) стало для меня чем-то живым. С голосом, воспоминаниями и созидательной силой», — писала она.
Мягкий фокус
Джулия описывала свой стиль с мягким фокусом так: «Мои первые успехи с фотографиями вне фокуса можно назвать случайным везением. Другими словами, когда я фокусируюсь и прихожу к чему-то, на мой взгляд, прекрасному, я останавливаюсь вместо того, чтобы выставить правильную фокусировку, на которой настаивают все фотографы». Джулия Маргарет Камерон нашла себя в фотоискусстве, причём успешно, через то, что все называли ошибкой. Заметим, что такое явление не редкость и случалось не только в истории фотографии.
Книги о Джулии Маргарет Камерон (Кэмерон)
https://www.ozon.ru/context/detail/id/27484403/
https://www.amazon.com/Women-Photographers-Margaret-Cameron-Sherman