Фотография как часть визуального искусства [ Часть IV — Барокко ]
Век Барокко и его влияние на художественную фотографию — фотография как часть искусства
Эпоха стиля барокко, который оказал большое влияние на современную фотографию как часть искусства, и именно речь о XVI-XVII веках. Около XVI века из-за натиска протестантов возникла необходимость «улучшить» католицизм. Мартин Лютер обрушился с жёсткой критикой на Ватикан, упрекая Папу римского в расточительстве и чрезмерном использовании власти, а также в падении нравов. Протестантизм прочно укрепил свои позиции, а католицизму пришлось реформироваться. Мартин Лютер даже назвал Ватикан «Вавилонской блудницей»! (представляете какой был скандал?)
Рим стал рассматривать живопись как орудие в войне за души. Искусство стало на службу религии. Художники выполняли работы по заказу церкви на библейские сюжеты. В стилистике стал проявляться яркий реализм, детали выглядели живым и настоящими. Это уже не идеализированные образы Возрождения, а часто пугающие реалистичностью и эмоциями работы. Также для барокко характерны чиароскуро (итал.-светотень) и высокий контраст. Безусловный драматизм — и сюжетный и с точки зрения выразительности изображения (уточню, «драматичный /драматический» в фото — это выразительный).
Один из основоположников реализма и стиля барокко это никто иной как сам Караваджо. Невероятный натурализм, потрясающие объёмы, «волшебная» светотень и динамика — это всё он. Кстати, именно ему мы во многом обязаны «dramatic light». Кроме Караваджо в золотой фонд барокко входят произведения Рубенса, Бернини и Гаулли.
В скульптуре блистал (не побоюсь этого слова, он был обласкан лично Папой римским) Бернини, его работы особенно мне нравятся, и «Похищение Прозерпины» (на английском даже «rape», что уж скорее изнасилование, чем похищение); и особенно «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони».
Если говорить о северной Европе, то там происходили совсем иные процессы. Власть церкви ослабла, мощный экономический подъём привёл к появлению среднего класса, искусство становилось светским. Стали популярны новые жанры: пейзаж и натюрморт. Мастера живописи устремили свой взор к реальной жизни.
Говоря о голландской живописи отмечу всем известного Яна Вермеера. Известного уж точно всем по картине «Девушка с жемчужной серёжкой». Есть даже одноимённый фильм «Girl with a Pearl Earring» 2003 года (рекомендую, там с Колин Фёрт в роли Вермеера и Скарлет Йоханссон в роли его модели).
В целом голландская школа характерна приглушенным и мягким светом и прямоугольной композицией. Если это натюрморт — то со скрытым смыслом, где кошка — это коварство, а пёс — верность, часы и череп — быстротечность жизни. Если это пейзаж — то с густыми объёмными облаками, занимающими большую часть холста. Кстати, обратите внимание на негативное пространство на пейзажах голландской школы эпохи барокко. Понятие негативного пространства и его использование пришло и в фотоискусство.
Влияние Барокко: фотография как часть искусства
Эпоха барокко оказала большое влияние на развитие визуальных искусств и на фотографию. Даже в XXI веке мы легко увидим это влияние — в использовании негативного пространства, в композиции, а драматический свет в фотографии — привет от художников XVII века.
Фотография как часть визуального искусства — часть 1
Фотография как часть визуального искусства [Часть II Средневековое искусство]
Фотография как часть визуального искусства [ Часть III Ренессанс ]
Фотография как часть визуального искусства [ Часть IV — Барокко ]
Фотография как часть визуального искусства [ Часть V — Рококо ]