Секс в фотографии
«Запомните! Секс, смерть, деньги и дети — только эти темы интересны людям» услышала я когда-то, лет 10 назад, на семинаре по PR и маркетингу. Нет ничего удивительного, что эти же темы сквозят и в фотографии. Но с небольшими оговорками. В первую очередь давайте поговорим на эту нескромную тему: секс и фотография.
Как фотографы используют секс?
По-разному. И не только фотографы. Недавно мне попалась реклама на радио, эксплуатирующая воображение, полная томных призывов и «сладких» обещаний; а рекламировался, вообще-то, магазин постельного белья и текстиля. К подобным курьёзам можно относиться по разному. Кто-то развеселится, иной же недовольно фыркнет, но никто не сможет не обратить внимание. А внимание — бесценно. Так же фотографы используют эту волшебную «кнопку» как инструмент захвата взгляда и интереса.
Почему же человек не может игнорировать послание, где есть хоть намёк на сексуальность?
Всё дело в нашей физиологии: самый древний отдел человеческого мозга, иначе «мозг крокодила», достался нам от рептилий (Дарвинова теория эволюции), нацелен на выживание и продление рода. И как бы людям ни хотелось чувствовать себя существами высшего ранга с интеллектуальным преимуществом, большинство действий мы совершаем по заранее готовым шаблонам (что вообще-то прискорбно).
Tom Ford использует сексуальный подтекст не только в рекламной фотографии, но и в названиях продуктов. Например “Lost Cherry» (кроме вишни это ещё и потерянная девственность), «Fucking Fabulous” “Jasmin Rouge» (и пусть вас не вводит в заблуждение пристойное, казалось бы название — это псевдоним актрисы кино для взрослых), кроме провокационных словечек, тут конечно, есть на что посмотреть. Любопытны коллаборации с фотографом Марио Тестино.
С самого основания Calvin Klein продают джинсы и нижнее бельё с помощью секса. В начале 90-х для рекламы обнажались Кейт Мосс и Брук Шилдс, а в 2016 вышла, пожалуй, самая скандальная рекламная кампания. Тут же обрушились обвинения в объективизации женщин: и шок, и ужас, и ненависть. Хотя модели на фото были совершеннолетними и даже одетыми. При всей спорности кампании и абсолютно агрессивной реакции со стороны части публики, нельзя назвать эту историю провалом. Ведь с самого начала лозунгом марки была знаменитая фраза 15-летней Блук Шилдс «Знаешь что между мной и моими кельвинами? Ничего».
Ольвьеро Тоскани. Вот уж где фотограф разгулялся в своих фантазиях и творческих происках! Голые модели разных рас и полов, разнообразно сптлетающиеся тела и руки, целующиеся монахини и священники! Провокация, вызов, протест. Шок…
Из истории фотографии это уже точно не выкинешь. Просто посмотрите на эти снимки — тут и слова не нужны. Тоскани работает с самыми крупными изданиями, такими как Vogue, Harper’s, Esquire. Даже в фешен и рекламе фотограф поднимает острые социальные проблемы через провокацию.